Библейские сюжеты

Leave a comment

Посещая церкви, храмы, костелы и прочие места паломничества и проведения религиозных обрядов замечал в себе пробуждение любопытства к сюжетам, отраженным на иконах, витражах, фресках и т.п.

Порой смотришь на картинку, а вот о чём это — мало того, что не знаешь так ещё и не помнишь. Вроде и Библии обе читал, хоть и по диагонали, но некоторые сюжеты незнакомы вовсе. А ведь за всеми этими картинками — многовековые представления, верования и, изредка, реальные факты из истории человечества.

Вот и в этот раз, побывав в очередной поездке, открываешь для себя какие-то новые страницы. На этот раз из Евангельских сюжетов…

В Вифлееме, помимо традиционной церкви Рождества Христова, показали нам расположенную недалеко францисканскую Церковь Лактации или Молочный Грот. По преданию, здесь Богородица при кормлении Иисуса проронила капли молока и закопчёная до этого пещера окрасилась в молочный белый цвет, отсюда и название.

В церкви есть алтарь, в виде стола из белого мрамора, под которым пять фресок (под картинкой файл с более высоким разрешением — 1 мегабайт):

Фрески алтаря из Церкви Молочного Грота (Вифлеем)

Сюжеты (слева направо):
1. Обручение Марии (the Marriage of the Virgin)
Когда Марии по-закону предстояло выйти замуж, первосвященнику Захарию (он в центре) было откровение: взять неженатых представителей рода Давидова. Их посохи оставили на ночь и один зацвёл — владельцем оказался престарелый Иосиф. На фреске запечатлена сцена обручения и, обратите внимание, в руке у Иосифа тот самый зацветший посох. Иногда за спиной Иосифа помещают конкурентов-кандидатов, ломающих свой посох от отчаяния (см. например у Рафаэля).
2. Благовещение (the Annunciation, Lady Day)
Архангел Гавриил возвещает Марии о будущем рождении Иисуса Христа. На вопрос «как же я рожу, не познав мужа своего», Гавриил ей отвечает, что «Дух Святый найдет на Тебя«. Голубь на фреске, как раз (традиционный символ в иконографии) и символизирует этот самый Святой Дух. Книга символизирует, по некоторым сведениям, что в это время Мария читала ветхозаветное пророчество Исаии о том, что «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына«.
3. Рождество (Nativity, Christmas) и Поклонение пастухов (the Adoration of the Shepherds)
Новорожденный лежит в кормушке для скота (ясли) как единственное подходящее ложе в хлеву. То что это загон для скота указывает этот самый любопытный скот за спиной Марии. В Евангелии об этом: «…и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» Те, которые без нимбов на фреске, это преклоненные Пастухи — первые из посетивших Спасителя. У ног — скромный первый дар — хлеб. Ребёнок слева, полагаю, тоже пастух хотя в одном из апокрифов сказано, что Иосиф со своими сыновьями отправился на перепись в Вифлеем. Так что может быть это один сводных братьев Христа.
4. Поклонение волхвов (the Adoration of the Magi)
Традиционно, по числу даров, три волхва (жрецы, астрологи или просто учёные люди). Бальтазара узнать проще всех — негроид и самый молодой, стоит на заднем плане со смирной. Гаспар — старик в восточной одежде (стоит слева). Его золото уже у ног. Мельхиор (белый с европейскими чертами) — коленопреклоненный с ладаном в руках. На фреске видны и дары, положившие начало традиции дарить подарки на Рождество. Они тоже символические: золото — как Царю, ладан (ароматическая смола) — как истинному Священнику и смирна (тоже смола для бальзамирования) — как знак будущей Жертве.
5. Кормящая Мадонна (Млекопитательница, The Nursing Madonna)
Собственно, тематическая для этого места фреска. Грудь Марии обнажена, что возможно свидетельствует о времени создания фресок до середины 15 века, когда любая нагота Святого семейства была запрещена Папой Римским.
Ввиду недостатка информации о жизни Святого Семейства (Иосиф, Мария, Иисус) вообще и в частности жизни Христа до начала его проповедования после 30 лет, о жизни и быте Марии и Иосифа во 2-м веке начало появляться много литературы восполняющих эти пробелы. Это Детские Евангелия и прочие апокрифы. Например, сюжет с первой фрески (Обручение Марии) описан в Протоевангелии Иакова, сводного брата Христа (от первого брака Иосифа). Зачастую, как раз эти неканонические источники и являются вдохновением для сюжетов используемых при оформлении христианских церквей и храмов.